Фрагмент для ознакомления
2
простым перефразированием. Даже когда есть возможность изменить слова, стоит учиты-вать эмоциональное состояние клиента и его отношение к консультанту в процессе беседы. Отсутствие доверия или сосредоточенность клиента на собственных переживаниях могут привести к тому, что предложенное перефразирование воспримется как что-то плоское и фрагментарное, сигнализируя о том, что консультант не желает серьезно разбираться с про-блемами клиента.
Иногда для того, чтобы человек, пришедший за консультацией, смог изменить свое восприятие ситуации, необходимо задействовать различные методы и проявлять более ак-тивную позицию. Один из приемов заключается в том, чтобы помочь клиенту расширить свое восприятие ситуации, предлагая ему взглянуть на нее с точки зрения других участни-ков и оценить свое поведение с этой новой перспективы. Этот метод позволяет клиенту уви-деть собственные действия в контексте окружающих, что может способствовать изменению его отношения к проблеме.
Иногда клиент испытывает сложности с тем, чтобы увидеть точку зрения другого че-ловека, считая свое собственное поведение безусловно правильным. В таких случаях психо-лог может предложить клиенту задуматься о том, как бы он отреагировал на аналогичное поведение, исходя от партнера (например, ребенка, супруга или воспитателя).
Пример: «Как вы думаете, если бы вам часто напоминали о ваших неудачах в совер-шенно неподходящих обстоятельствах, как бы вы на это отреагировали?»
Чаще всего такие вопросы консультанта не вызывают у клиента агрессивной реакции, а скорее становятся поводом для защитного ответа типа: «А как еще можно было бы себя вести?» Эта реакция уже является шагом к обсуждению и свидетельствует о готовности к изменениям.
Как правило, клиент понимает, как его поведение и реакции способствуют возникно-вению текущих проблем, то есть у него есть представление о корнях проблемы. Однако найти положительные пути решения сложившейся ситуации и определиться с ними само-стоятельно может быть довольно сложно.
Роль психолога при решении этой задачи состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь клиенту сформулировать как можно больше число возможных вариантов поведения, а затем, критически оценивая и анализируя их, выбрать наиболее подходящий вариант для данного человека и его ситуации. К сожалению, тщательная проработка позитивных вариантов пове-дения происходит не так часто. Для этого либо не хватает время на приёме, либо сама по себе возможность иного отношения к сложившейся ситуации для клиента настолько нова и непривычна, что требует более длительного осмысления и привыкания к ней. В этом случае можно продолжить разговор при следующей встрече.
10. Предоставление информации.
Сообщая клиенту какую-либо информацию важно, чтобы этот процесс не был похож на навязывание мнения и не содержал оценочных суждений. Поэтому консультанту следует с осторожностью подходить к вопросу о необходимости «прямой передачи» информации клиенту.
Для сообщения клиенту негативной или неприятной для него информации использу-ется метод «сэндвича». Сначала человека предупреждают о наличии неприятной информа-ции, далее сообщают негативную информацию, а затем оказывают поддержку.
Консультативное воздействие – это, прежде всего воздействие через слово: одна не-точная реплика или формулировка – и клиент надолго может быть выбит из колеи, за-мкнуться. И тогда психологу придётся потратить много времени на исправление ситуации и восстановление контакта.